162
Бюллетень российского дзюдо. №1
-
2016
С дзюдо по жизни
На общественных началах тренеры
могут одного-двух спортсменов
вывезти куда-то за свой счёт, но
это единицы. Если говорить о мас-
совости, то надо говорить о тех
местах, где инвалиды по слуху со-
бираются, проводят время.
Желательно, чтобы тренеры об-
учались специфике работы с инва-
лидами по слуху. С помощью коллег
из Федерации дзюдо России мы под-
готовили программу по обучению
дзюдо таких спортсменов. Тут есть
два пути: один — интегрирован-
ный, то есть когда глухие в общей
массе тренируются с обычными
спортсменами. Практика показы-
вает, что такие спортсмены доби-
ваются большего успеха на между-
народной арене, чем те, которые
тренируются в группах с подобными
самим себе. Второй путь — диффе-
ренцированное обучение, как это
делается с 2012 года в МГТУ имени
Н.Э. Баумана на базе кафедры физ-
воспитания. Обучение дзюдо в этом
вузе проводится в гомогенных груп-
пах по шесть-восемь человек. Такие
группы не должны быть большими.
Минимум — пять-шесть человек,
оптимально — восемь-двенадцать.
Мастерство у спортсменов в таких
группах будет расти медленнее,
чем у тех, кто тренируется вместе
с обычными дзюдоистами. Но в та-
ких группах легче учитывать пси-
хофизиологические
особенности
инвалидов по слуху. Если ты ведёшь
группу слышащих спортсменов, то
наличие одного-двух инвалидов
по слуху в этой группе затормо-
зит учебно-тренировочный про-
цесс всех остальных. Но если такой
спортсмен выживет в этой среде, то
у него будут высокие шансы стать
чемпионом Сурдлимпийских игр».
Текст Татьяны ПАПОВОЙ
Фото Татьяны ПАПОВОЙ
и Василия ЕМЕЛЬЯНОВА
На сборах в Зеленограде
Василий Емельянов следит за ходомтренировки
Тренировка в Зеленограде